Информационно аналитическое обеспечение органов законодательной власти. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Северо-Западного федерального округа)

Видео 02.01.2024

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законов, регулирующих отношения в области информатики, но информационное обеспечение органов государственной власти и муниципального управления регулируется в основном Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

Разрабатываемые законы субъектов Российской Федерации должны конкретизировать взаимодействие в регионе следующих законов РФ:

Первая группа - акты или отдельные нормы в актах, регулирующие отношения, возникающие при создании информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства. Это акты, гарантирующие закрепление права авторства и интеллектуальной собственности на создаваемую информацию (как на произведение). Акты (или отдельные нормы в актах), обеспечивающие порядок подготовки и предоставления достоверной и полной информации через средства массовой информации, при формировании государственных информационных ресурсов, а также устанавливающие ответственность за создание и распространение недоброкачественной продукции информации Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2006. - с.114.

К актам этой группы относятся: "Патентный закон" (закон), "Об авторском праве и смежных правах" (закон), "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (закон), "О средствах массовой информации" (закон), "Об обязательном экземпляре документов" (закон), отдельные нормы закона "Об учете и учетной деятельности" (проект закона).

Вторая группа - акты, создающие правовую базу для формирования и использования информационных ресурсов.

Основу этой группы актов составляет базовый Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". В состав этой группы входят также акты: "О правовой информации" (проект закона), "О научно-технической информации" (проект закона), "О персональных данных" (проект закона), "О библиотечном деле" (закон), "Об архивном фонде РФ и архивах" (основы законодательства), "Об учете и учетной деятельности" (проект закона), "О статистической деятельности в Российской Федерации" (проект закона), "Об информатизации регионального развития" (проект рекомендательного законодательного акта).

Третья группа - акты, обеспечивающие реализацию права на информацию физических и юридических лиц.

К ним относятся проект закона: "О праве на информацию", гарантирующий гражданам получение этой информации и предоставляющий им права на свободное использование полученной информации, и проект закона "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", решающий проблемы информационного обеспечения юридических лиц. К этой группе относится также проект закона "Об информационном обеспечении органов государственной власти".

Четвертая группа - акты по вопросам информационных технологий и средств их обеспечения.

К ним отнесены акты: "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (закон), "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (закон); "О связи" (закон).

Пятая группа - акты по проблемам информационной безопасности:

  • - «О государственной тайне» (закон), "О коммерческой тайне" (проект закона), "О служебной тайне" (проект закона), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (закон);
  • - «Об участии в международном информационном обмене и контроле экспорта информационной продукции» (проект закона);
  • - «О банковской тайне» (проект закона), "О недобросовестной конкуренции" (проект закона), "Об электронной цифровой подписи" (проект закона).

Необходимость разработки краевых законов обусловлена следующим.

Действующие федеральные законы и разработанные концепции федерального уровня:

  • - «О связи»;
  • - «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • - «Об участии в международном информационном обмене»;
  • - «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»;
  • - «Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Российской Федерации»;
  • - «Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России»;

регулируют раздельно сферу связи и сферу информатики и информатизации и не учитывают особенности регионов. При этом они недостаточно четко увязывают многие смежные вопросы в области телекоммуникаций и информатики (в частности управление деятельностью сферы связи и информатики (ССИ), вопросы лицензирования и сертификации, основы экономической деятельности, взаимоотношения предприятий ССИ, органов исполнительной власти и местного самоуправления, права пользователя ССИ и др.). В то же время эти две сферы деятельности очень тесно взаимосвязаны: связь представляет собой транспортную среду для передачи информации, поэтому вопросы их правового регулирования логично рассматривать в рамках единого закона Антонов И.Э. Концепция формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.//ВОСТОК РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. Выпуск 1. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Хабаровск: ДВАГС 2000. - 148 с..

Федеральные законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики, использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

В федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных ресурсов, порядку создания выделенных каналов связи, координации и развитию ССИ на территории субъекта Российской Федерации.

В федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые новые аспекты деятельности в области ССИ. Например, наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений, специализирующихся в области информатизации.

Как правило, органы государственной власти самостоятельно решают проблемы как собственного обеспечения, так и обеспечения внешних потребителей информации - физических и юридических лиц, что приводит не только к неудовлетворительному информационному обеспечению деятельности органов государственной власти, но и к не обоснованному завышению материальных затрат на создание несовместимых автоматизированных информационных систем и баз данных этих органов Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности: проблемы и опыт /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 2 (157) . - стр. 2.

Тем временем, информационное обеспечение муниципальных органов управления основывается не только на федеральном, но также региональном законодательстве. Кроме того, муниципальные органы управления вправе самостоятельно разрабатывать и проводить мероприятия по организации информационного обеспечения своей деятельности.

Отметим, что в федеральном законодательстве, например, не разграничены полномочия по разделению и использованию информационных ресурсов, координации и развитию сферы связи и информатики, не конкретизируются льготы при использовании информационных ресурсов региона.

Кроме того, далеко не во всех российских регионах приняты региональные законы об информационном обеспечении органов власти и муниципального управления на территории даны регионов, что еще больше осложняет информационное обеспечение муниципалитетов.

В современных условиях, когда приоритетным является формирование информационного общества нельзя недооценивать роль информации. Роль информации неизмеримо возрастает, следовательно, знание и информация становятся одним из стратегических ресурсов политического и социально-экономического развития государства. Информация является не только обязательным условием успешного ведения бизнеса, но и необходимым условием для развития государства и личности. В современно мире информация превратилась в фактор, существенным образом влияющий практически на все сферы общественной жизни.

Для реализации основной задачи, стоящей перед органами законодательной власти, первостепенное значение имеет информационно-правовое обеспечение законодательной деятельности, так как для проработки законопроектов, тщательной и всесторонней их экспертизы, оценки социально-экономических последствий принятия законов органы законодательной власти должны обладать необходимой информацией. Обеспечение органов, осуществляющих законодательную деятельность, необходимой информацией связано с осуществлением таких мероприятий как, сбор, обработка, накопление, поиск информации, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей субъектов законодательной деятельности. Таким образом, «законодательная деятельность является организационно- функциональной системой и характеризуется тем, что каждый субъект самостоятельно организует все операции по сбору и обработке информации, формированию информационных ресурсов, каналов связи, баз и банков информации» . Потребность органов законодательной власти в эффективном информационном, программно-техническом, коммуникационном, технологическом обеспечении свидетельствует о наличии прямой связи между эффективностью работы органов законодательной власти и организацией информационного обеспечения их работы. Например, в целях обеспечения доступа к необходимой информации по инициативе Совета Федерации была в сети Интернет создана специализированная информационная система «Парламентский портал». Указанная система «является интегрирующей и аккумулирующей средой для поиска, сбора, хранения, обработки, анализа, распространения и предоставления в необходимом формате информации, поступающей по сети Интернет из законодательных органов государственной власти» .

Органы законодательной власти Российской Федерации уделяют большое внимание развитию систем, предназначенных для получения и передачи информации. Информационные технологии, используемые законодательными органами государственной власти, не только направлены на поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление, распространение информации, но и способствуют формированию диалога между властью, средствами массовой информации и обществом, делают его более конструктивным и открытым. Кроме того, информационные технологии способствуют оперативному обмену информацией между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные процессы свидетельствуют об информатизации правотворчества. В более широком смысле «под информатизацией правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной деятельности новейших информационных технологий, создание крупных информационных центров, экспертных и консультационных систем. Прежде всего это касается автоматизации правотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации как основных генераторов правотворческой политики» .

Одним из направлений информационного обеспечения органов государственной власти является создание системы получения информации от граждан. Например, для работы с обращениями граждан, а так же в целях реализации права граждан на обращение в Совет Федерации была разработана Инструкция по работе с обращениями граждан в Совете Федерации, утвержденная распоряжением Председателя Совета Федерации от 23 июня 2011 г. N 189рп-СФ . Необходимо отметить, что огромное значение для развития взаимодействия Совета Федерации с населением имеет возможность интерактивного обращения посетителей сайта к парламентариям. Внедрение в 2005 г. в составе официального интернет-сайта Совета Федерации этой функции позволило в значительной степени автоматизировать работу приемной Совета Федерации при ее взаимодействии с пользователями сети Интернет, сделало возможным интерактивное общение граждан, общественных организаций и представителей бизнеса с членами Совета Федерации через официальный интернет-сайт Совета Федерации. Это позволило гражданам знакомиться с основами работы с обращениями граждан в Совете Федерации, характером обращений, поступающих в Совет Федерации, а также графиком приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации.

В 2006 г. Приказом Руководителя Аппарата Совета Федерации от 19 июня 2006 г. N 76-од «Об официальном интернет-сайте Совета Федерации» был определен: состав публикуемой на сайте информации на русском и английском языках; порядок опубликования информации на сайте; порядок поддержки функционирования программно-технического комплекса сайта; состав работников Аппарата Совета Федерации, ответственных за достоверность информации, предоставляемой для опубликования на сайте . Урегулирование отношений, связанных с официальным интернет-сайтом Совета Федерации, позволило значительно расширить его наполнение информацией, необходимой для законодательной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной и муниципальной власти не ограничивается созданием и ведением сайтов. С помощью информационно- коммуникационных технологий проводятся прямые трансляции заседаний, интернет-конференции, создаются интернет-приемные депутатов. Информационные технологии обеспечивают работу депутатов и структурных подразделений законодательных органов, автоматизированная система документооборота Государственной Думы обеспечивает единую автоматизированную технологию работы с документами, предполагается создать национальный электронный архив законодательства России .

В юридической литературе достаточно распространено мнение, что нормативное регулирование информационного обеспечения должно осуществляться на уровне федерального закона, так как инструкции и другие служебные документы не могут на необходимом правовом уровне регулировать такие существенные вопросы, как сроки предоставления информации, ответственность за неправильное использование и передачу недостоверной информации. Только законодательное регулирование вопросов обеспечения информацией может повлиять на качество законодательных актов, избежать неоправданного затягивания их принятия, так как успешная работа законодательного органа власти определяется полнотой и качеством информационного обеспечения его комитетов, комиссий и депутатского корпуса в целом. В тоже время необходимо отметить, что требования к информационному обеспечению вытекают из характера законодательного процесса.

Таким образом, от совершенствования информационного обеспечения правотворческих решений напрямую зависит повышение эффективности законодательной деятельности. Что связано, прежде всего, с представлением законодателю достоверной, полной и своевременной информации, собранной и обработанной на основе современных компьютерных и иных информационных технологий. Эффективность информационного обеспечения законодательной деятельности должна комплексно определяться следующими факторами: возможностью обработки любых информационных запросов субъектов законодательной деятельности; возможностями специальных средств информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности.

Список литературы

1. Гаврилов О.А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М., 1999. 180 с.

2. Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: утв. распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 189рп-СФ// Парламентская газета. N 34. 2011. 15 - 21 июля.

3. Каткова Л.В. Информационные технологии в деятельности парламента// Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 1. С. 18 - 22.

4. Кирилловых А.А. Нормативное правовое обеспечение в сфере архивного дела: современное состояние и перспективы развития// Право и экономика. 2016. N 3. С. 10 - 17.

5. Ковалева Н.Н. Правовое регулирование информационного обеспечения законодательных органов власти// Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 1. С. 20 - 23.

6. Михайловский М.Г. Информационное обеспечение законодательной деятельности с использованием информационных систем общего пользования// Аналитический вестник. 2007. N 24(341). С. 6 - 21.

Информационное обеспечение предназначено для удовлетворения пользователей в информации, необходимой для осуществления деятельности органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. Правовой режим информационного обеспечения определяется системой прав, обязанностей и ответственности в сфере его создания, использования и сопровождения.

Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей информацией. Пользователями информации являются любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за получением необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информации и пользующиеся ею. Общепризнанными средствами информационного обеспечения являются информационные системы различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации, включающие в себя, как правило, информационные ресурсы, организационное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение.

Государственное управление реализуется внутренними и внешними функциями государства через его органы. Как у заказчиков, так и у разработчиков информационного обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации раскрытия существа понятия "государственное или муниципальное управление" для конкретного органа государственной власти или органа муниципального управления и определении состава входящих в него процессов и процедур. Объясняется это и тем, что хотя функции и компетенция конкретных органов власти и управления определены Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами, но сформулированы они, как правило, на достаточно общем метаязыке концептуального уровня. Концепция информационного обеспечения органов власти и управления основана на идее представления их как развивающихся операционных систем.

Деятельность органов власти и управления - это совокупность логически взаимоувязанных массовых действий - операций, направленных на реализацию возложенных на них функций. Следовательно, органы власти и управления - это операционные системы, реализующие класс календарно развивающихся операций, семантика которых определяется компетенцией соответствующих органов. Операции всегда нацелены на достижение как стратегических целей государства в целом, так и целей органов управления более низких уровней. Операции должны быть упорядочены по времени, последовательности выполнения и составу участников - органов государственной власти и других юридических и физических лиц. Государственное и муниципальное управление - процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение государственных и муниципальных целей соответственно. Цели описываются в алфавите, отображающем желаемые состояния государства, отраслей, регионов и др. Именно для реализации операций государственного управления и необходима соответствующая информация и поддержание ее в актуальном состоянии. Отсюда следует сделать важный вывод о том, что эффективность информационного обеспечения органов государственной власти и муниципального управления необходимо определять через показатели качества государственного управления. В стране созданы и сопровождаются значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Однако созданию информационного обеспечения и формированию баз данных операций государственного и муниципального управления, в компетенцию которых входит генерация стратегических целей (доктрин) государства, выбор обоснованной политики и курса страны, анализ упреждающих сценариев развития кризисных ситуаций в обществе и мире, уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений может дать значительный эффект в реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения органов власти и управления.

Сфера правового регулирования информационного обеспечения органов власти и управления должна охватывать весь его жизненный цикл - "проектирование - создание - эксплуатация - замена". Этап замены информационного обеспечения характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем информационного обеспечения по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

В процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования к становлению рыночных отношений в экономике и от унитаризма к федерализму в политике субъекты Российской Федерации получают достаточно прав и возможностей для самостоятельного хозяйствования и развития. Кроме того, развивается система местного самоуправления, и, как следствие, возникают муниципальные органы управления. Но вместе с правами и возможностями в муниципалитеты передаются ответственность и многочисленные риски.

Несовершенство и неопределенность политического и экономического устройства переходного периода развития страны сказывается в первую очередь на социально-экономической и общественно-политической сферах деятельности регионов. Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем. Каких именно?

Прежде всего, следует выделить ряд сквозных для всех уровней содержательных проблем, информация по которым требуется в различных объемах, но непременно включает прогнозирование для подготовки предложений и решений. К этим проблемам можно отнести:

Внутриполитическую обстановку в Российской Федерации и на территории региона;

Экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.п.);

Социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);

Развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д.);

Состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;

Текущее взаимодействие представительной, исполнительной и судебной властей; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями.

Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабоформализуемых систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности муниципалитетов не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате. Практика последних лет показала, что и метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов зачастую приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств, зачастую превышающих затраты, использованные на создание самих аналогов.

Все это приводит к росту понимания региональными органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности. Практически во всех муниципальных органах создаются соответствующие аналитические подразделения, совершенствуется их организационное и методическое обеспечение, улучшается материально-техническая база.

И, тем не менее, на практике подготавливаемые управленческие решения не всегда имеют достаточную аналитическую проработку, экономическое и правовое обоснование. Имеющийся теоретический и производственный потенциал отечественной науки и промышленности используется крайне неэффективно. Оставляет желать лучшего уровень методического и информационно-технологического обеспечения аналитической деятельности, процессов подготовки и принятия решений. Почти повсеместно недостаточен уровень системного проектирования больших информационных комплексов.

Информационные интересы лиц, принимающих решения в муниципальных органах управления определяются кругом решаемых ими вопросов, но практика показывает, что для организации эффективного информационно-аналитического обеспечения нельзя ограничиваться рамками запросов первых лиц на получение информации.

Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур муниципальных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационно-телекоммуникационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты - локальные банки данных, является основной задачей в концепциях информатизации и совершенствования систем регионального управления практически всех регионов страны.

Создание такой системы только малая часть решения проблем муниципального управления. Непрерывное совершенствование, коррекция, стимулирование развития системы и образующих её элементов, постоянный контроль состояния, качества, актуальности информации, отслеживание, селекция возникающих информационных связей, эффективное применение возможностей системы в практике управления требуют наличия структуры для сопровождения системы.

Столь же очевидна необходимость в единой структуре, реализующей информационно-аналитическое взаимодействие, координацию муниципальных и региональных органов управления, региональных структур федеральных ведомств и учреждений, хозяйствующих субъектов на территории региона, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть.

Информационное обеспечение органов власти на федеральном уровне.

Информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти.

Информационные ресурсы для обеспечения органов государственной власти федерального и регионального уровней формируются Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), которое с 2003г. вошло в состав ФСБ .

Информационные ресурсы ФАПСИ включают!:

Фонд социально - экономической информации о Российской Федерации и её регионах;

Фонд информации о чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации;

Фонд правовой информации;

Реестр баз данных, созданных в органах управления федерального и регионального уровней.

Фонд социально - экономической информации объединяет три фонда:

Фонд информационно -аналитических документов -- ФИАД ;

Фонд показателей информационной телекоммуникационной системы специального назначения - ФП ИТКС ;

Фонд результатов анализа общественного мнения (Фонд Барометр ).

ФИАД является основой информационного комплекса ИТКС и предназначен для централизованного хранения текстовой и графической информации в интересах органов государственной власти Российской Федерации. Фонд ведётся с 1994г. Ежемесячно поступает информация объёмом до 1550 документов.

ФИАД состоит из трёх тематических разделов.

Первый раздел "Аналитические документы" предназначен для обеспечения пользователей информационно- аналитическими документами о социально- экономической и общественно - политической ситуации в России, её регионах, странах СНГ и ближнего зарубежья. Раздел содержит информацию по аспектам: проблемы экономики России и её регионов, состояние отраслей экономики и социальной сферы, состояние социально - экономического положения регионов накануне и после выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проблемы безопасности России, финансово - кредитная сфера, инвестиции, внешнеэкономические связи, кризисные ситуации в экономике, политике, социальной сфере, финансах, экология.

Второй раздел " Региональная статистика" предназначен для обеспечения пользователей информационно - аналитическими документами по вопросам социально - экономического и общественно - политического развития регионов России, подготовленными по результатам анализа статистической информации, предоставляемой региональными органами государственной статистики. Раздел содержит информацию по аспектам: общие сведения, промышленное производство, финансы, капиталовложения, агропромышленный и строительный комплексы, транспорт, связь, внешнеэкономические связи, торговля, рыночная инфраструктура, чрезвычайные ситуации.



Третий раздел "Портрет региона" предназначен для обеспечения пользователей информационно - аналитическими документами по вопросам социально - экономического и общественно - политического развития регионов России. Раздел включает подразделы: общие сведения, социально - экономическая и общественно - политическая ситуация, социальная сфера, кризисные ситуации.

Ежемесячно пользователям по их запросам предоставляется информация объёмом от 500 до 5000 документов.

Фонд показателей ИТКС основан на пересчёте показателей, включающих показатели социально - экономической и общественно - политической информации, данные по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), по разделам "Финансы", "Внешнеэкономическая деятельность". Он предназначен для хранения числовых значений по показателям, характеризующим социально - экономическое и общественно - политическое положение регионов России и Российской Федерации в целом. Информационный фонд показателей содержит цифровые данные более чем по 900 показателям, структурированным в двенадцати разделах: макроэкономика, финансы, кредит, бизнес, приватизация, внешнеэкономическая деятельность, промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, транспорт, уровень жизни, потребительский рынок, демография и занятость населения, экология.

Основными источниками информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом России и др.).

Назначение Фонда "Барометр" - информационно - аналитическое обеспечение пользователей данными о социально-экономических и общественно - политических процессах и проблемах в России и её регионах. Данные получены по результатам анализа общественного мнения, проведённого по социологическим опросам и материалам средств массовой информации. Направления исследований: электоральная ситуация - выборы руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, криминогенная обстановка, проблемы взаимоотношений с федеральными органами власти, федеральным бюджетом, жилищная реформа, социологические исследования. Региональные пользователи: руководители законодательной и исполнительной ветви власти субъектов Российской Федерации, крупных городов, районов, представители Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, руководители региональных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

ФАПСИ располагает информационными ресурсами о чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории Российской Федерации, содержащими информацию о фактах ЧС, угрозе их возникновения и ходе локализации и ликвидации последствий ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, событиями социально - политического характера за период с апреля 1990г. по настоящее время.

Информационные ресурсы по ЧС включают: базы данных оперативных сведений о ЧС; архив аналитических материалов; базы данных временных рядов по выделенной группе видов ЧС. Источниками первичной информации были министерства и ведомства, штабы гражданской обороны и органы местной власти.

В настоящее время ФАПСИ осуществляет аналитическую обработку представление информации о ЧС в органы государственной власти Российской Федерации, в том числе Ситуационный центр Президента Российской Федерации. Пользователями информации о ЧС являются: Ситуационный центр Президентства Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, МВД России и ФСБ России, Федеральная служба охраны, 69 региональных информационно - аналитических центров ФАПСИ, которые передают поступающую информацию заинтересованным в ней региональным управленческим структурам.

Фонд правовой информации представлен шестью информационно - справочными системами: "Банк правовых актов", "Электронное собрание законодательства Российской Федерации", "Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации ", "Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк ведомственных правовых актов".

Пользователями фонда являются органы исполнительной и законодательной ветви власти субъектов Российской Федерации, органы судебной власти субъектов Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Управление регионом сводится к решению нескольких комплексов задач относительно самостоятельных, но взаимосвязанных единством стратегических целей: определение целей и приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономического развития, формирование консолидированного бюджета и контроль за его исполнением, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием ресурсов региона.

Состав и структура информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач управления, должны быть адекватны составу и структуре функциональных задач, решаемых подразделениями и службами органов власти различного уровня. При этом система информационных ресурсов для органов власти региона должна обеспечить полноту и многоаспектность информации, необходимой для подготовки и принятия управляющих решений, и обеспечить доступ и эффективное использование информационных ресурсов всех уровней: федерального, регионального и местного.

Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект управления. обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляются обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам, функциям, процессам, подготовка аналитической, прогнозной, справочной, другой агрегированной информации, необходимой органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления.

На современном этапе создания информационных систем регионального и муниципального уровней произошло смещение приоритетов из сферы разработки функциональных систем для отдельных подразделений аппарата управления в сферу создания единых систем первичных информационных ресурсов региона, на базе которых могут быть сформированы практически любые сводные и аналитические показатели, характеризующие отдельные функциональные системы региона. Особенно динамично развиваются сейчас процессы создания баз данных кадастрового типа, в которых собирается первичная информация об объектах и субъектах социально-экономических отношений.

Наряду с указанными информационными ресурсами в регионах России создаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии.

Самым важным направлением для совершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти является внутритерриториальная интеграция и оптимизация форм организации информационных ресурсов региона, независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса их владельцев, так как только в этом случае обеспечивается комплексность. оперативность, полнота, актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и органов власти и управления.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
Международный университет природы, общества и человека
«Дубна»
(государственный университет «Дубна»)

Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа
по дисциплине «Информационные технологии в управлении»

На тему:
«Информационноеобеспечение органов законодательной власти»

Выполнила:
студентка I курса группы 1112
Кривова Татьяна Викторовна
Проверил:
к.э.н., доцент
Митрошин Антон Алексеевич
Оценка: ________________
Дата: __________
______________
(подпись руководителя)

Дубна, 2015 г
Оглавление
Введение 3
1.Теоретические основы изучения информационного обеспечения органов законодательной власти. 5
1.1 Понятиеинформационного обеспечения управления, его состав и функции. 5
1.2 Общая характеристика органов законодательной власти. 6
1.3 Важнейшие проблемы обеспечения органов законодательной власти информационными технологиями. 7
1.4 Пути решение проблем в обеспечении информационными технологиями органов законодательной власти. 8
2. Анализ уровня развития информационных технологий в органах законодательнойвласти. 10
2.1 Анализ информатизации Совета Федерации. 10
2.2 Анализ информационного обеспечения в Государственной Думе. 12
2.3 Анализ информационно-правого обеспечения законодательной деятельности в Министерствах юстиции РФ. 13
3. Информационное обеспечение законодательной власти в практической деятельности. 15
3.1 Внедрение информационно-коммуникационной системы в законодательные органы Совета Федерации.15
3.2 Деятельность информационного обеспечения законодательной власти с помощью программы: Web- публикации электронных файлов. 16
3.3 Применение Web-страницы в информационном обеспечение законодательной власти. 18
3.4 Предложения по совершенствованию законодательной власти с помощью информационных технологий. 20
Заключение 22
Список литературы 23

Введение
На современном этапе передзаконодательными органами стоит задача формирования новой правовой системы, которая будет ориентироваться на достижение стратегических приоритетов развития страны, определенных Президентом Российской Федерации. В этих условиях возрастает роль информационно-аналитической переработки законопроектов, тщательной и всесторонней их экспертизы, оценки социально-экономических последствий принятия законов. Совет ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации придает значительное внимание созданию единого информационно-коммуникационного пространства законодательных органов и организации взаимодействия их информационно-аналитических служб. Настоящий Аналитический вестник подготовлен обобщения и распространения опыта информационно-аналитического обеспечения деятельности Совета Федерации и законодательных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации. Аналитический вестник содержит материалы, освещающие основные направления деятельности Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, Аналитического управления и Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации.
Цель работы: Проанализировать уровень развития информационного обеспечения органов законодательнойвласти.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Дать определение понятия «информационное обеспечение»;
2) Определить его составляющие части;
3) Назвать основные функции информационного обеспечения;
4) Определить особенности организации информационного обеспечения в органах законодательной власти государственного управления;
5) Выявить уровень развитияинформационных технологий в органах законодательной власти;
6) Выявить уровень обеспеченности международных организаций законодательной властью;
7) Рассмотреть обеспечение эффективного информационного взаимодействия граждан с законодательными органами государственной власти.
Объект исследования: Органы законодательной власти.
Предмет исследования: Информационные...

Рекомендуем почитать

Наверх