Единицы измерений. Введение в Pascal Что такое паскаль

Комплектующие 17.04.2024
Комплектующие

На просторах всемирной сети Интернет можно найти массу программ на языке "Паскаль", но намного сложнее разобраться, по какому принципу они работают и как устроены. Давайте же изучим основы программирования вместе!

Алгоритмический язык: базовые понятия

В разговорной речи мы используем основные единицы: символы, и целые предложение. Алгоритмический язык также имеет подобную структуру, только его составляющие называются по-другому. Речь идет об элементарных конструкциях, выражениях и операторах. Все эти единицы формируют иерархическую структуру, поскольку каждый последующий элемент образовывается из предыдущего.

Символы алгоритмического языка - это неделимые атомы, используемые для написания кода.

Элементарные конструкции - это минимальные единицы, которые имеют собственный смысл.

Классические выражения языка формируются из двух вышеназванных единиц и задают правила нахождения необходимого значения.

Оператор отвечает за описание определенного преобразования, которое является обязательным для корректного выполнения программы. Их может быть несколько, если нужно - программа должна выполнить сложную операцию. В таких ситуациях их объединяют в блок либо же составной оператор.

Язык "Паскаль"

Существует большое количество "Паскаль" (для начинающих есть отдельные пособия) является одним из них. Его алфавит состоит из цифр, букв и специальных символов. Вот их перечень:

  • 26 латинских прописных и ;
  • знак подчеркивания;
  • десять цифр;
  • ограничители;
  • знаки операций;
  • спецификаторы;
  • зарезервированные системой (служебные) слова.

Кроме перечисленных выше элементов, к набору основных принадлежит "пробел", который нельзя использовать внутри конструкции зарезервированных выражений и сдвоенных символов.

Элементарные конструкции языка

"Паскаль" для начинающих включает в себя строки, числа и имена.

Числа, используемые в коде рассматриваемого языка программирования, обычно записываются в десятичной системе. Они могут быть как действительными, так и целыми, которые принято упоминать без десятичной точки. Если число положительное, то его знак можно опустить.

"Паскаль" - это алгоритмический язык программирования, в котором строки являются последовательностью символов, замкнутой в апострофы. Если вам необходимо использовать сам апостроф, то этот символ стоит упомянуть дважды.

Имя - это последовательность, которая начинается с буквы и может содержать в своем составе цифры. Идентификаторами принято называть метки, типы, константы, функции, процедуры, переменные, объекты и даже модули. Формируя идентификаторы можно использовать символ подчеркивания. Имя может иметь массу символов, но компилятор будет считывать лишь первые 63 знака. "Паскаль", описание которого может показаться таким сложным, не так уж страшен, поэтому не спешите пугаться и закрывать страницу браузера!

В качестве идентификаторов языка запрещено использовать стандартные имена констант, процедур, типов, файлов, функций, а также служебные выражения.

Улучшить наглядность кода помогут пробелы, но стоит помнить, что ими нельзя разделять имена и числа посредине.

Синтаксис алгоритмического языка

Каждая строка должна заканчиваться точкой с запятой в программе, написанной на рассматриваемом нами языке ("Паскаль"). Информатика учит этому школьников и студентов, а вы сможете осознать эти правила сами!

Точка с запятой (;) - это условный сигнал, который говорит об окончании текущей строки и необходимости перейти на новую. Но исключением могут быть служебные команды: const, var, begin и другие.

Оператор end закрывает программу, поэтому после него обязательно ставится точка. Иногда код может содержать несколько вложений, тогда начало и конец блока будут разделяться точкой с запятой.

Для присвоения переменной определенного значения перед знаком равно необходимо поставить двоеточие. К примеру, вы ходите задать n=13, а в коде это будет выглядеть как n:=13.

Если усвоить эти правила, то можно довольно быстро научиться писать код программы без синтаксических ошибок.

Классические операторы языка "Паскаль"

Запрограммировать повторяющиеся фрагменты кода будущего приложения и осуществить с ним любые действия можно с помощью различных способов. Но язык "Паскаль" использует для этого различные операторы. Все из них мы не сможем рассмотреть, поэтому разберемся лишь с некоторыми.

К примеру, с помощью оператора выбора можно подобрать один из альтернативных путей хода программы. Параметром в таком случае выступает выражение порядкового типа. Но есть один нюанс: этот ключ выбора не может принадлежать к типу string или real.

Еще существуют операторы присваивания, условные, составные и пустые, а также масса других полезных вложений. Знание лишь некоторых из них позволяет написать код с отличной функциональностью. Операторами не стоит злоупотреблять, ведь их большое количество делает программу сложной в отладке компилятором, запутанной и очень тяжелой для восприятия посторонними людьми.

Оператор присваивания

Данное выражение имеет вид двоеточия и знака "равно". Оно используется для присвоения определенной переменной конкретного значения. Важно помнить, что тип выражения и переменной должны совпадать в том случае, если они не относятся к целому и действительному типу соответственно. Лишь в такой ситуации произойдет прямое преобразование.

Составные операторы

"Паскаль" - это язык программирования, который использует последовательности произвольных программных операторов, заключенные в специальные скобки. Речь идет о составных конструкциях, ограниченных словами begin и end. Это важный инструмент алгоритмического языка, с помощью которого появляется возможность писать код, используя структурную методологию.

Операторы языка "Паскаль", входящие в часть составной конструкции, могут быть совершенно разными, ведь никаких ограничений не существует. Глубина вложенности также может быть различной.

Условный оператор языка программирования

Этот компонент предоставляет возможность в ходе программы проверить заданное условие и выполнить действие, зависящее от результатов его прохождения. Таким образом, условная команда - это одно из средств формирования ветвей в процессе выполнения вычислений.

Структурно выглядит следующим образом:

IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>.

В этом выражении else, then и if являются зарезервированными словами, условие - логическим выражением с произвольным содержанием, а операторы - любыми командами используемого языка программирования.

Структура программного кода

Заголовок, разделы операторов и описаний - это ключевые составляющие приложения, написанного на таком языке, как "Паскаль". Информатика позволяет полностью изучить эти элементы и научиться правильно их использовать.

В заголовке, как правило, содержится имя кода. К примеру, Program MyFirst.

В разделе описаний могут значиться подключенные библиотеки, модули, метки, константы, типы, переменные, глава описания функций и процедур.

Раздел описания модулей содержит внутри имена подключенных библиотек и начинается с зарезервированного слова uses. Оно должно быть первым среди всех прочих описаний. Имена модулей следует обязательно отделить друг от друга запятыми.

На любой оператор программного кода можно поставить метку, имя которой следует упомянуть в соответствующем разделе описания.

Преждевременное описание констант позволяет далее в коде прописывать их имена вместо цифровых или буквенных значений.

В разделе описания используемых переменных следует указать все типы, которые будут задействованы: "var c,a,r: integer; k,l, m: char; h1,h2: boolean;".

Не забывайте, что "Паскаль" - это язык программирования, который требует обязательного предварительного описания все компонентов, задействованных в программе.

Текст кода должен заканчиваться точкой.

Примеры программ

"Паскаль" - это элементарный язык, и после изучения вышеописанной информации можно приступить непосредственно к написанию кода.

Давайте сделаем так, чтобы приложение вывело на экран фразу «It is my first program!»

Примеры программ на "Паскале" очень важно понять, поэтому попытайтесь это сделать прямо сейчас.

Begin
Writeln (It is my first program!");
End.

Вот так все просто!

Посмотрите на более сложный код, с помощью которого можно найти корни Обратите внимание на принцип формирования вычислительных выражений.

Надеемся, были для вас полезными.

Паскаль (обозначение: Па, Pa) единица измерения давления (механического напряжения) в СИ. Паскаль равен давлению (механическому напряжению), вызываемому силой, равной одному ньютону, равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности… … Википедия

Паскаль (обозначение: Па, Pa) единица измерения давления (механического напряжения) в СИ. Паскаль равен давлению (механическому напряжению), вызываемому силой, равной одному ньютону, равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности… … Википедия

Сименс (обозначение: См, S) единица измерения электрической проводимости в системе СИ, величина обратная ому. До Второй мировой войны (в СССР до 1960 х годов) сименсом называлась единица электрического сопротивления, соответсвующая сопротивлению … Википедия

Зиверт (обозначение: Зв, Sv) единица измерения эффективной и эквивалентной доз ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ), используется с 1979 г. 1 зиверт это количество энергии, поглощённое килограммом… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Беккерель. Беккерель (обозначение: Бк, Bq) единица измерения активности радиоактивного источника в Международной системе единиц (СИ). Один беккерель определяется как активность источника, в… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ньютон. Ньютон (обозначение: Н) единица измерения силы в Международной системе единиц (СИ). Принятое международное название newton (обозначение: N). Ньютон производная единица. Исходя из второго… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сименс. Сименс (русское обозначение: См; международное обозначение: S) единица измерения электрической проводимости в Международной системе единиц (СИ), величина обратная ому. Через другие… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тесла. Тесла (русское обозначение: Тл; международное обозначение: T) единица измерения индукции магнитного поля в Международной системе единиц (СИ), численно равная индукции такого… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Грей. Грей (обозначение: Гр, Gy) единица измерения поглощённой дозы ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ). Поглощённая доза равна одному грею, если в результате… … Википедия

Что такое Паскаль? Довольно много людей задается данным вопросом. В основном это люди, которые используют компьютер на базовом уровне. Паскаль - это один из самых известных языков программирования. Изучают его, как правило, в старших классах или же на первых курсах вузов. Считается базой для многих других языков программирования.

История

Что такое Паскаль, мы выяснили. Перейдем теперь непосредственно к истории его появления и развития. Создатель языка - Никлаус Вирт. Разработан он был в период с 1968 по 1969 год. Идея создания Паскаля пришла ему после участия в специальном комитете по разработке языков. Что такое Паскаль, интересно многим начинающим программистам. Такое название язык получил в честь знаменитого французского ученого который особенно знаменит созданием механической машины, суммировавшей два числа.

Первейшие публикации о том, что такое Паскаль, появились в 1970 году. В них говорилось о главных целях создания этого языка, таких как эффективность, которая способствовала бы отличным навыкам программирования и структурирования данных.

Реализация языка

  • UCSD Pascal. Эта система была создана в 1978 году. В ней появился порт компилятора, который позволял делать код переносимым, также теперь можно было редактировать исходную систему и так далее. В дальнейшем UCSD стал основой для многих последующих реализаций языка Паскаль.
  • Object Pascal. Программирование на Паскале всегда привлекало многих начинающих специалистов. В 1986 году Apple создала объектное расширение для языка. Группа, занимавшаяся разработкой, консультировалась с "отцом" Паскаля.
  • Turbo Pascal. Первая версия интегрированной среды разработки появилась в 1983 году. Borland стала фирмой, которая занялась разработкой данной реализации. Однако стоит отметить, что Turbo Pascal многое позаимствовал из Odject Pascal, и в целом эти реализации были схожы. Программирование на Паскале заинтересовало и Microsoft. Практически в это же время они выпустили собственную версию объектного языка, основанного на Паскале. Она не смогла получить массового распространения, и вскоре была забыта. Впоследствии реализация от Borland получила название Object Pascal.
  • Object Pascal сегодня. Важнейшим шагом в истории языка Паскаль является выход свободных реализаций. Они включили в себя все лучшее от многих других диалектов. В них присутствует отличная совместимость с большинством операционных систем.

Особенности

Знакомство с языком Паскаль необходимо начать с его особенностей. Главная из них - строжайшая типизация и присутствие Паскаль - первейших из подобного рода языков. Как считал разработчик, язык должен поспособствовать дисциплинированному программированию, так как в нем максимально исключены различные синтаксические ошибки, а также присутствует интуитивно понятный интерфейс. Что такое Pascal и каковы его основные особенности - главные вопросы, которые интересуют начинающих программистов. Язык довольно прост даже для новичка.

Однако изначально язык имел целый ряд недостатков. Главные из них: невозможность работы с короткая библиотека ввода-вывода, неимение средств для запуска функций, созданных на других языках, и так далее. Что такое Паскаль, язык которого довольно прост, в начале 80-х узнали многие специалисты. Тем не менее, не всем он пришелся по вкусу. Некоторые специалисты даже писали статьи, в которых подробно расписывали о каждом недостатке языка.

Недостатки и их исправление

Как и многие другие языки программирования, Паскаль может похвастаться не только плюсами, но и серьезными недостатками. Следует сказать, что постепенно разработчики борются с минусами, но это у них получается не всегда.

Как бы это не звучало, но не редко недостатки языка помогали программистам в обучении. Помимо этого, Паскаль в 80-е годы стал огромным шагом вперед в сравнении с Фортраном, который в ту пору изучали новички. Тем более, Фортран имел еще больше проблем. За очень короткий промежуток времени Паскаль сумел стать основным языком для обучения во многих школах и вузах. На его основе стали разрабатываться многочисленные программы.

Структура

О языке Паскаль писать можно много, но следует перейти непосредственно к процессу программирования. Каждое приложение в Паскале начинается с ключевого слова (Program). Сразу после него указывается наименование программы, а затем ставится ";". Иногда этого не требуется. После названия можно указывать список внешних файлов, которые будут выступать параметрами. После этого идет самое важное в программе - ее тело. Состоит оно из секций описаний констант, типов, переменных, процедур и функций. После них идет блок операторов - точка входа. Блок операторов располагается между ключевыми словами begin и end. Каждый оператор разделяется точкой с запятой. Для окончания программы используется точка, которая ставится после тела.

Применение модулей

Для применения модуля в программном коде должно присутствовать объявление о нем. Сделать подобное объявление можно при помощи инструкции подключения, которое представляет собой ключевое слово USES. После него указываются названия модулей, которые необходимо подключить. Инструкция вписывается сразу после заголовка или в секции интерфейса.

Некоторые реализации языка не поддерживают модули, особенно более старые версии. Разделить их можно на два вида: программный и вспомогательный. Первый присутствует в программе, начинается с ключевого слова program. Второй содержит переменные, константы, типы и так далее, может использоваться в других модулях.

Пунктуация

Синтаксис Паскаля требует строгого выполнения.

  • Точка с запятой. Ставится в конце заголовка, после описания переменных. С помощью нее разделяются операторы. Можно не использовать перед ключевым словом end.
  • Запятая. Используется в качестве разделителя в разнообразных списках.
  • Точка. Ставится в конце тела программы (после слова end).

Такой жесткий синтаксис является необходимым, так как компьютер считается исполнителем приложения. В случае применения неправильного знака выводится ошибка. Если точка с запятой выступает разделителем операторов, то оператором считается весь текст, расположенный между одной точкой запятой и последующей. В случае непостановки данного знака между операторами, программа будет воспринимать их за один, а также выдавать ошибку.

Язык Паскаль позволяет вставлять комментарии. Они служат пояснением к коду программы. Можно использовать русский язык. На работу программы комментарии не производят никакого действия.

В Паскале можно писать как строчными, так и прописными буквами. Выбор остается за программистом.

Критика

Как уже было сказано, особая популярность Паскаля пришлась на 1980-1990 годы, но находились критики, которые считали язык несерьезным. По их мнению, он подходит лишь для обучения. Особенно заметная критика была изложена в статье "Почему Паскаль не мой любимый язык программирования". Написал ее Брайан Керниган - один из разработчиков языка C. Именно после статьи Паскаль начал серьезно изменяться в лучшую сторону.

Несмотря на все недостатки, больше всего на Паскаль давит несерьезное отношение многих программистов.

Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.

✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.

✎ 3) real – с английского «реальный», «настоящий», «вещественный», «действительный». В языке Паскаль этим термином обозначаются вещественные числа с диапазона [-1.8∙10 308 , 1.8∙10 308 ] . Это очень большие числа, но значащих цифр выводится 15 – 16. Кстати, типы данных integer и real в среде программирования PascalABC.Net всегда автоматически выделяются синим цветом.

✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:


Эту запись надо воспринимать так, как она пишется: число N равно 12, S равно 5, «пи» равно 3,14 (как и в математике, только вместо запятой в Паскале используется точка). В последней строке мы использовали двойной слэш (две косые черты), после которых идет текст, – так в Паскале пишутся комментарии, и их программа не воспринимает. Всё, что начинается двойным слэшом и до конца строки – это комментарий, который пишется для пояснения к программе и всегда выделяется другим цветом (в PascalABC.Net - это зеленый, в Turbo Pascal не используется такой вид комментария). Существует и другой тип комментария – это {текст, заключенный в фигурные скобки, так же, как и здесь, тоже выделяющийся зеленым цветом} . Этот вид комментария может действовать несколько строк подряд – от начала скобки и до её закрытия, и всё, что находится в середине такой конструкции, компилятор не воспринимает как код и просто пропускает.

В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

1 2 3 4 const N: type integer;

Описание:

")" onmouseout="toolTip()">integer
= 12 ; //число N – целого типа S: type integer;

Описание:
Представляет 32-битовое целое число со знаком.

Диапазон значений: -2 147 483 648 .. 2 147 483 647 ")" onmouseout="toolTip()">integer
= 5 ; //число S – целого типа pi : type real;

Описание:
Представляет число двойной точности с плавающей запятой.

Размер: 8 байт
Количество значащих цифр: 15 - 16
Диапазон значений: -1.8∙10 308 .. 1.8∙10 308
")" onmouseout="toolTip()">real
= 3.14 ; //число «пи» - вещественного

После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:


Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .

✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.

✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:

1 2 3 4 5 6 begin < оператор 1 > ; < оператор 2 > ; . . . . . . . < оператор N > ; end .

Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:

Write("этот текст выведен на экране" );

Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:

этот текст выведен на экране

В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

Write(, S);

В результате получим на экране результат:

Величина площади равна: S = 50

А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

Write("Величина площади равна: S = " , S, " кв.м" );

После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:


В первой строчке этого кода программа выводит вопрос «Каков Ваш возраст? » и переводит курсор в следующую строку (окончание ln); во второй строке мы выводим « Year = » (в начале пробел); далее мы видим оператор readln(Year) означающий необходимость введения возраста Year (число 32); наконец, выводим сообщения «Мой возраст », «32 » и « года. » поочередно. Необходимо внимательно следить за пробелами. В результате выполнения данного кода мы получим сообщение:

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: «Мой возраст 32 года ».

Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши

Рекомендуем почитать

Наверх